7
ноября 1998 года, в 81-ю годовщину Великой
Октябрьской Социалистической
революции, в клубе "Как бы" (м.
Бауманская) состоялся концерт групп
"Красные звезды" (Минск) и "Банда
четырех" (Москва). Выступление "Красных
звезд" длилось полчаса. Инструменты:
бас, две гитары, ударник, вокал. В зале
были слышны ударник, бас, иногда гитары;
очень редко - вокал. Выступление "Банды
четырех" заняло десять минут.
Инструменты: ударник, вокалист Сантим,
человек двадцать фанатов. Группа
играла без электричества вообще, т.к.
аппаратура к этому моменту была
отключена администрацией клуба.
Это
явление легко объяснить. Клуб "Как бы"
представляет собой дискотеку - с
омерзительными разводами красного
цвета на потолке, зеркалом во всю стену,
будто в сортире, и прочим рэйв-антуражем.
Аппарата считай что нет. Зал был
арендован с 5 до 7 вечера. Концерт
начался с опозданием, не могли собрать
деньги. Всю дорогу кто-то, облеченный
властью, развлекался, отключая иногда
микрофон, иногда еще и гитары. Красные
Звезды недоумевали: с подобным
обращением они столкнулись впервые.
Ровно
в 7 пришел жлобского вида дядя, включил
свет, выключил звук и сказал, чтобы все
выметались. Народ попел хором под
руководством Сантима еще пять минут, и
вежливо пошел по домам.
Скажем
клубу "Как бы" большое спасибо: в
другие клубы ни "Красные звезды",
ни "Банду четырех" не пускают и на
порог, а поклонников их творчества
сторонятся, как прокаженных. Не то
брезгуют, не то боятся фашистского
шабаша. Если вы еще не поняли, именно
так при капитализме и происходит
цензура.
Несмотря
на перипетии, полчаса в зале играли и
слушали. Народу было человек пятьдесят.
Публика пестрая, половина на половину:
скины в черных куртках и типа студенты.
И те, и другие - аккуратные и
подстриженные. Девушки какие-то,
совершенно нормального, милого вида.
Колоритные персонажи, вроде дяденьки в
униформе из журнала "Штурмовик".
Чуть ли не все в зале знали тексты "Красных
Звезд" наизусть, подпевали,
оттягивались от души. Эксцессов не было.
Алкоголь был, но мало: народ сидел на
музыке и политике. Политические
симпатии аудитории колебались от "Слава
России" до "Даешь революцию",
изредка разбавляемых "Бей жидов".
Про жидов потом
и отдельно, с
остальным трудно не согласиться. В
конце, под репрессиями администрации,
люди робко возражали было: "но это же наш
праздник" - но какое дело до нашего
праздника деятелям доморощенного шоу-бизнеса,
невероятно гордым своим
полуприватизированным полуподвалом с
гордым названием "клуб".
Музыка,
по обстоятельствам, звучала как
гитарный забой. Наверно, на концерте
так и надо. Панк-рок, говорят, есть "металл,
сыгранный плохо". На кассете оно
звучит совсем не так. Особенно обидно,
что совсем не было слышно голоса.
Селиванов, начальник "Красных Звезд",
умеет вдохновенно и убедительно петь
тексты, которые у любого другого
выглядели бы не то как газетная
передовица 37го года издания, не то как
провокация ФСБ.
Песни
были в основном старые (т.е. доступные
на кассетах). Из неизвестных мне
запомнилась длинная композиция с
текстом "мы как восковые фигуры",
совершенно без никакой политики, а с
очень красивой музыкой - какой-то
прогрессив вроде Hawkwind, Аммагаммы или
там новой электрической версии "Русского
Поля Эспериментов". Я экстраполирую
из услышанного, могло показаться:
обязательно надо найти это дело в
записи и внимательно изучить.
Наверно,
надо побольше сказать собственно про
Красные Звезды - не все знают. Группа из
Минска, существует года три. Вокал и
автор текстов - Владимир Селиванов. Он
же - гитара. Андрей Коньшин - другая
гитара. Евгений Беляев - бас. Александр
Фок - барабаны. Играют панк, с
экзистенциально-политизированными
текстами. Панка, как известно, вне
Сибири нет. Поэтому все исключения,
типа Красных Звезд, автоматически
записывают в "соратники
Егора Летова".
В случае Селиванова и его группы это
оправдано - музыка иногда так похожа на
Гражданскую Оборону, что неудобно
слушать. Но - иногда. Чаще всего влияние
есть, а подражания - нет. И тогда очень
хорошо.
Как
все, и даже больше, группа имеет
политическую аффилиацию: "Русский
прорыв", НБП, президент Лукашенко. В
Лимонке на Красные Звезды периодически
пишут восторженные рецензии. Это
пугает. Отчасти из-за этого я долго
опасался покупать их кассеты. При всем
уважении, музыкальные вкусы Лимонки
ниже всякой критики: мешанина из
Лаэртского, Ю. Орлова и перфоманс-группы
Север.
Этим
летом все же купил, и к собственному
удивлению слушал в цикле две недели
подряд.
Сколько
всего вышло кассет у Красных Звезд, я не
знаю, у меня есть три: "Кругозор",
"Русский порядок", "Смершевы
песенки". Ими торгуют, например, на
Горбушке, в предбаннике слева. На ГО
больше всего похож "Кругозор". Под
ГО здесь понимаются "Прыг-Скок" и
"Сто лет одиночества", не навязшая
на ушах "Лоботомия" и не "все
идет по плану". Компетентные
люди
утверждают, что басовые партии сняты с
ГО один к одному. Не знаю, не проверял;
не думаю, что это важно. Я это мыслю так:
Егор - как ледокол, открыл нам доступ в
нашу общую мифологию; многие
пользуются. Каждый - в меру умения.
Селиванов это делает честно, т.е. не
отличает коллективной мифологии от
своей. С чужого голоса не поет, чего не
знает - не говорит. А кому интересны
басовые партии, пусть слушают Карла-Хайнца
Штокхаузена и Джона "4'33" Кэйджа.
С
десятого прослушивания даже и
музыкальное сходство с ГО начинает
казаться поверхностным. Запись сделана
качественно, с большим вниманием к
аранжировке. Люди меньше всего хотят
выдавать по формуле стандартный
хардкор. Пытаются разнообразить звук,
включают, например, какие-то гитарные
куски a la Marillion ("Заклинание"). Порой
удачно. Вокал - абсолютно не по-панковски
- очень чистый и мелодичный (что хочется
связать с белорусским происхождением
группы). Общая интонация - боевая (само
собой), но неожиданно детская и
пронзительная, как роман Крапивина или
как красное знамя подвига, водруженное
на Луне героем "Омона Ра".
Заливной
лужок, расписной топор
В одиноком сне - заказной террор
Леденящий страх, да алмазный скрип
Ядерный гриб одинокой любви...
("Заклинание")
Тексты
местами безупречные, местами хуже - но
работают все, потому что спеты с
абсолютной убежденностью и -
подчеркнуто - от первого лица. Вот как
начинается полуакустическое "Последнее
лето детства":
Вытри
слезы и не плачь, не утонет в речке мяч,
речка его просто никогда не догонит,
Видишь, падает звезда, ни к чему она,
когда,
Звезды - это только лишь штрихи на
погонах.
Совершенно
неожиданные "погоны" делают весь
текст. Кажется, это для Селиванова
програмная вещь; по крайней мере,
кончается она чистой декларацией:
Ах,
как было все легко и чудесно,
Наши автоматы разъяснят, кто за кем,
Кончилось последнее лето детства,
Босиком, далеко, насовсем.
На
той же кассете есть песни, к которым
вообще нет никаких претензий: "Дорога
на Восток", "Самолет". Цитирую
еще, хорошей вещи слишком много не
может быть:
Пусть
на вражеские танки
Как и прежде, налетает,
Наш, Гастелловский,
Бумажный самолет.
Далее
идет "Русский Порядок": самая
любимая кассета всех скинов, пришедших
на концерт (по их собственному
признанию), и самая раздражающая
панковский истэблишмент (да, есть и
такой). Вот чего пишет гражданин из
журнала ХУЙ:
Дело
не в мате... Просто некоторые "произведения"
являются открыто профашистским бредом
(Моя Борьба, Шагает Гулаг, и т.д.). Я
совершенно нормально отношусь к
нацистам, но от такой детско-свиной
упертости просто выворачивает.
Разумеется,
дело не в мате. Дело в политике. У
гражданина из журнала ХУЙ, наверно,
лучшие друзья нацисты и жена тоже
полунацистка, и вообще он за равенство
всех конфессий, рас и политических
ориентаций. Вольному воля. Чтобы не
плодить голословности, процитирую (не
целиком) не понравившийся ему текст.
Сердце
горящее вновь закипело
С вами, чекисты, слово и дело.
Мы санитары страны молодой
Карающий меч под красной звездой.
Дважды
безжалостность, трижды бдительность
Внешнее спокойствие - только видимость
Враг затаился в народных массах
Внутренний враг, убежденно-классовый
Видишь,
как скалит клыки интервенция,
Слышишь, воняет интеллигенция,
С вами, чекисты, слово и дело,
Гниду давите прямо и смело
В
спину - кулак
В авангарде новой пятилетки
Шагает ГУЛАГ
Стране
Советской
Даешь
Индульгенцию!
(Шагает
ГУЛАГ, 1997. Судя по надписи на кассете,
автор текста не Селиванов, а В.
Ареховский.)
Тут,
конечно, важно, как это звучит - иначе
таки да, будет передовица из "Правды"
(или хуже того, так называемый "стеб").
Звучит хорошо. Довольно быстрый марш,
уместные гитары, захлебывающийся в
едином порыве вокал. Чистой воды хит.
Причем хит, как затвор скорострельной
пушки, двойного действия: можно просто
слушать и радоваться, можно
использовать в качестве прекрасного
средства для экзорцизма. Вспомните
выборы Ельцина в президенты в 1996м году.
Последние два месяца. Диета из ужасов
коммунистического режима по три часа
каждый день. "Не дай бог" по две
штуки на каждый почтовый ящик. "Борис,
сыграй на бис". Брызжащяя слюной
интеллигенция призывает "раздавить
гадину" по всем каналам ТВ. Говорить
с ней нельзя. Ее приходится изгонять,
очищая собственную голову и окружающее
пространство.
Именно
для этого и нужны политически
ангажированные песни студии
революционного творчества "ГУЛАГ
Рекордс".
Таких
песен на Русском Порядке две. Вторая -
"Революция" - еще лучше. Вот припев:
Мы
любим тебя, Революция!
Мы любим тебя, Революция!
Мы верим в тебя, Революция,
Потому что мы любим тебя!
А
что тут возразишь? Так и есть.
Остальное
на кассете - просто качественный панк,
политики не больше обычного, все
выдержано в том же духе, что и Кругозор.
Третья
кассета - "Смершевы песенки" - мне
не понравилась. Песни хорошие, но
записаны плохо. Звучит однообразно,
вставлен зачем-то старый гимн СССР и
какая-то речь Сталина. Для концепта? Для
эпатажа? Так или иначе, слушать кассету
подряд нельзя. Но и на "Смершевых
песенках" есть достойные вещи - "Жизнь
под названием песня", "Империя".
И ту, и другую Селиванов в этот раз спел.
Публике особенно понравилась "Империя":
Империя,
что случилось с тобой за десять лет?
Империя.
Должен был остаться какой-то след.
Но увешанный свастиками жид
Сказал, что уже пиздец
И, судорожно сжимая зубы,
Я не верю
Кажется,
именно в этом месте кто-то молодым и
наивным голосом предложил из зала "бить
жидов проклятых". Про жидоедство, как
уже говорилось, см. примечание.
А в песне - все правильно и по делу.
Россия будет империей, или ее не будет
вообще, Израиль будет в ней
шестнадцатой республикой, те, кому это
не нравится, могут отправляться в Чечню
к товарищам по оружию и строить
рекомендованное МВФ "национальное
государство".
Закончу
замечанием хронологическим. Судя по
надписям на кассетах, сначала были
записаны "Смершевы песенки", потом
"Кругозор", потом "Русский
порядок". Это обнадеживает: налицо не
загнивание, а прогресс.
Про
"Красные Звезды" - все. Надо бы
рассказать про "Банду четырех", но
я этого делать сейчас не буду. Во-первых,
совсем мало знаю. Во-вторых, группа
московская, концерты у них все же
бывают, и будет еще повод. Сантим -
молодец: несмотря на отсутствие
микрофона, спел-таки одну или две песни
к полному восторгу аудитории.
Администраторы клубов - свиньи. Над
Москвой - темнота.
Примечание
1, по организации:
Насколько я понимаю, именно басисту
Банды К. Мишину мы обязаны и гастролями
Красных Звезд, и концертом
Инструкции по Выживанию 23 октября, и
будущим концертом Черного Лукича 14
ноября. Большое спасибо.
Примечание
2, про национальный вопрос:
В Советском Союзе о национальном
вопросе беспокоились разве что
выжившие из ума партийные начальники и
парный к ним социальный класс -
диссиденты. Никакой народной традиции
антисемитизма в России нет. Но:
последние лет пять Россией правят
еврейские банкиры. Это дико; звучит, как
листовка НСДАП времен второй мировой
войны. Но факт. Правят они - банкиры -
бездарно и нагло. Это - тоже факт. И до
тех пор, пока положение не вернется к
нормальному, слово "жид" в России
будет ругательством. Мне это неприятно,
возможно, вам тоже. Но я вынужден к
жидоедству относиться терпимо, как к
"детской болезни правизны в национал-большевизме"
(в терминологии Э. Лимонова, вождя экс-НБП).
Молодой организм реагирует прямо и
непосредственно: говно называет говном.
Нежелательные коннотации его не
заботят. А гг. еврейских банкиров,
умудренных международным опытом, давно
пора осудить по 74 статье за разжигание
национальной розни, пропаганду и
практику фашизма и дискредитацию
честного звания иудея.
Дима
Каледин